понедельник, 17 августа 2015 г.

Родителям будущих первоклассников

Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства. Ребенку, поступающему в 1-й класс необходим известный запас знаний:
Развитие речи
1.Ребенок должен обладать определенным словарем. Словарный запас ребенка более 7 лет должен составлять 3-3,5 т. слов. Но одно дело знать значение определенного количества слов, и совсем другое - количество слов, которое ребенок активно использует. Старайтесь сократить эту разницу. Чем большим количеством слов оперирует ребенок, тем яснее он мыслит и тем точнее выражает свои мысли.
Иметь следующие навыки разговорной диалогической речи: умение слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, от­вечать на вопросы и спрашивать.

Придя в школу, большую часть информации дети получают из бесед с учителем. Не умея слушать, ребенок будет испытывать определенные трудности. Поэтому родители должны обязательно читать ребенку книги, объяснять заинтересовавшие его явления природы и т. д. Делать это нужно не в назидательной форме: "Вот пойдешь в школу, тебе будет трудно, так что учись сейчас", а в непринужденной обстановке: на прогулке, по дороге в магазин, детский сад, поликлинику. Разговаривая со своим малышом, спрашивайте у него, что он думает о том либо другом событии, поступке, как его понимает. Побуждайте его быть не пассивным слушателем, а собеседником.
2.     При формировании монологической речи:
·         самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста, использовать в рассказе выразительные средства.
·         самостоятельно составлять небольшие рассказы, проявляя творчество, воображе­ние, а также сказки, загадки из личного опыта;
·         уметь составлять рассказы по картинке, предмету, серии сюжетных  картин. Передавать ход своих мыслей, объяснять то или иное событие, правило;
·         произносить все звуки родного языка, иметь четкую правильную дикцию, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания;
·         речь должна быть морфологически правильной (отсутствие грамматических оши­бок, соблюдение правильного ударения, правильное склонение числительных и местоимений, спряжение глаголов);
·         умение правильно строить и свободно пользоваться различными предложение и, простыми и распространенными, соблюдая порядок слов в предложении.
Обучение грамоте
·         Умение составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на сло­ва, находить место слова в предложении;
·         умение членить слова на слоги, составлять слова из слогов;
·         умение различать звуки на слух, устанавливать их последовательность в словах;
·         определять место звука в слове;
·         умение обозначить звуки буквами;
·         составлять слова из букв и слогов;
·         уметь подобрать слова с определенным звуком;
·         уметь выделить в слове любой звук, определить его место в слове самостоятельно называть слова с этим звуком;
·         овладение навыками слогового чтения в пределах полного алфавита, затем – овладение плавным чтением;
·         на основе хорошо отработанного фонемного анализа идет работа по обучению де­тей грамотному письму (печатание).
Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики):
1.     В совместной с детьми деятельности и на занятиях предлагать задания в тетрадях; чаще использовать пластилин, мозаику, мелкий строительный материал, давать возможность использовать ножницы, иголку, спицы (плетение, вышивание, вязание и т. д.)
2.     Во время игр, бытовых процессов включать упражнения для кисти руки, пальцев.
3.     Ребёнок должен уметь:
·         Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
·         Уметь чертить прямую линию.
·         Писать печатную букву по образцу.
·         Вырезать из бумаги.
·         Аккуратно клеить.
·         Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
·         Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
·         Изготавливать аппликации.
Математика:
1.     Дети должны уметь считать, отсчитывать, пересчитывать до 10, называть числа в прямом и обратном порядке, считать на слух, по осязанию, знать не только количественный, но и порядковый счёт. Выполнять устные вычисления на сложение и вычитание в пределах 10.
2.     Знать цифры до 10, уметь оперировать сними. Знать как можно то или иное число разложить на два меньших, или как из двух меньших чисел составить одно. Уметь считать группы предметов, состоящие из одинакового количества.
3.     Решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание (в одно действие), составлять задачу на наглядном материале, по иллюстрации, по числу примеру, обозначенному цифрами. Уметь пользоваться знаками +, -,=.
4.     Ребёнок должен знать геометрические фигуры: круг, квадрат, овал треугольник, прямоугольник. Находить изученные геометрические фигуры в окружающих предметах, моделях, рисунках, чертежах, не только в изолированном виде, но и в различных комбинациях с другими фигурами. Составлять геометрические фигуры из нескольких фигур, разбивать фигуры на составляющие.
5.     Дети должны определять расположение предметов в помещении, находить левую, правую, верхнюю, нижнюю сторону листа бумаги, его середину, левый верхний, правый нижний угол и т.д.
6.     У детей должно быть сформировано чувство времени. Должны знать последовательность дней недели, времён года, уметь называть текущий месяц.
7.     Выполнять логические задания, связанных с развитием познавательных процессов:
·         внимания: лабиринты различной степени сложности и различных видов, дидактические игры типа «Веселый счет», сравнение объектов, сюжетных картинок, групп математических объектов;
·         воображение: восстановление фигур (частей фигур) одинаковых форм, деление фигур на заданные части и другое;
·         памяти: зрительные и слуховые диктанты;
·         мышления: наблюдение, сравнение, анализ; установление закономерностей и их использование для выполнения заданий и получения новых знаний.
«Окружающий мир» ребенок должен знать:
·         состав своей семьи, имена, отчества и фамилии родителей, их профессии;
·         адрес, домашний телефон, название своего города, страны;
·         последовательность времен года, их признаки; дни недели, части суток;
·         названия насекомых, животных, их детенышей и среды обитания; уметь разделять их на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные);
·         названия растений (деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов), и уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности.
·         правила поведения пешеходов на дороге, определять вид транспорта;
·         соотносить магазины и продаваемые в них товары;
·         различать профессии.
·         В каком городе ты живешь?
·         Как называется страна, в которой ты живешь?
·         Нравится ли тебе заниматься? Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
Не запугивайте школой! Даже из лучших побуждений нельзя запугивать ребенка новыми обязанностями. Бывает, если ребенок не послушался, не пришел вовремя, забыл о чем-либо, он слышит: "Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся! Не будешь там безобразничать и не слушаться!" И тут же кто-то из присутствующих становится на его защиту: "Ничего страшного, пусть погуляет. В школе будет некогда".
Кроме вреда, от такого "воспитания" ничего не ждите. Ребенок будет с неохотой ждать школу, напуган ее суровостью. Он может замкнуться при первых же школьных трудностях. Поведение взрослых должно быть ободряющим, чтобы ребенок понял, что дома понимают важность его новых обязанностей, ждут от него ответственности, старания, готовы ему помочь. И главное - в него верят.
                         Автор материала: Сорокожерднева Оксана Владимировна

Комментариев нет:

Отправить комментарий