Исследование
уровня восприятия
художественного
произведения
1.Актуальность
и краткое обоснование исследования
Литературное чтение является
базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно
решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи
гуманитарного развития младшего школьника.
Путь к воспитанию
квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через анализ
произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное
творчество учащихся. Чтобы научить детей полноценному восприятию произведений,
необходимо сформировать специальные читательские умения.
Чтобы вести
работу по формированию читательской компетентности, необходимо выявить
актуальный уровень сформированности
читательских умений. Трудность в
определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как
их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и
сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и
прежде всего эмоций, воображения и мышления. Наиболее традиционные способы
проверки сформированности читательских умений - постановка вопросов к тексту и
ответы на вопросы, заданные учителем. Для второклассников, имеющих небольшой
опыт анализа литературных произведений, пока еще сложно самим формулировать
вопросы к произведению. Поэтому в моем исследовании будут использованы ответы
на вопросы, заданные учителем.
2. Цель и задачи исследования
Цель: выявить начальный уровень
сформированности аналитических читательских умений младших школьников
Задачи:
- провести диагностическое исследование уровня сформированности
читательских умений младших школьников;
- полученные результаты обработать и представить в табличном варианте;
- выявить
трудности («проблемные точки»), с
которыми сталкиваются младшие школьники в процессе анализа литературного
произведения
3. Методика проведения исследования
(Методика оценки техники чтения Ясюковой Л.А.)
Испытуемыми явились учащиеся 1-4 классов. Исследовательская работа проводилась в течение
4 учебных лет.
Задания
для выполнения предъявлялись испытуемым индивидуально. Для анализа был
использованы художественные тексты. Для определения уровня
развития читательских умений младших школьников в качестве параметров
оценивания были выбраны шесть
аналитических умений:
1)
умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии
с их функцией в художественном произведении;
2)
умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
3)
умение устанавливать причинно-следственные связи;
4)
умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;
5)
умение видеть авторскую позицию;
6)
умение осознавать идею произведения.
На первом этапе
эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст. Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.
На втором этапе
эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий.
Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный
текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку
одного читательского умения).
Вопросы
для анализа текста:
1. Найди в тексте образные слова и
выражения, объясни их значение – проверка
умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии
с их функцией в художественном произведении.
2. Опиши героев рассказа; место и
время, где происходит действие рассказа. (Проверка
умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем)
3. Кратко перескажи последовательность
событий рассказа. (Проверка умения устанавливать причинно-следственные связи)
4. Объясни поступки героев и вырази
к ним свое отношение – проверка умения
воспринимать и оценивать образ-персонаж.
5. Определи авторское отношение к
главной героине рассказа. (Проверка
умения видеть авторскую позицию)
6. Сформулируй идею (основную
мысль) рассказа. (Проверка умения
осознавать идею произведения)
Ответы
на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы
на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты
оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов
определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического)
умения:
- высокий уровень – 3 балла;
- средний уровень – 2 балла;
- низкий уровень – 1 балл.
Критерии
для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были
специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и
им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.
По
результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических)
умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий
уровень развития читательских умений младших школьников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий