четверг, 16 мая 2019 г.

Исследование уровня восприятия художественного произведения


Исследование уровня восприятия
художественного произведения   

1.Актуальность и краткое обоснование исследования
Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника.

Путь к воспитанию квалифицированного читателя, по мнению Рыбниковой, проходит через анализ произведения, оттачивающий остроту познающей мысли, и через собственное творчество учащихся. Чтобы научить детей полноценному восприятию произведений, необходимо сформировать специальные читательские умения.
            Чтобы вести работу по формированию читательской компетентности, необходимо выявить актуальный уровень  сформированности читательских умений.  Трудность в определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Наиболее традиционные способы проверки сформированности читательских умений - постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем. Для второклассников, имеющих небольшой опыт анализа литературных произведений, пока еще сложно самим формулировать вопросы к произведению. Поэтому в моем исследовании будут использованы ответы на вопросы, заданные учителем.

2.     Цель  и задачи исследования
Цель: выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников
Задачи:
  - провести диагностическое исследование уровня сформированности читательских умений младших школьников;
  - полученные результаты обработать и представить в табличном варианте;
   - выявить  трудности («проблемные точки»), с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе анализа литературного произведения
3. Методика проведения исследования
(Методика оценки техники чтения Ясюковой Л.А.)
Испытуемыми явились учащиеся 1-4 классов. Исследовательская работа проводилась в течение 4 учебных лет.
Задания для выполнения предъявлялись испытуемым индивидуально. Для анализа был использованы художественные тексты. Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:
1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
3) умение устанавливать причинно-следственные связи;
4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;
5) умение видеть авторскую позицию;
6) умение осознавать идею произведения.
На первом этапе эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст. Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.
На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).
Вопросы для анализа текста:
1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа.          (Проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем)
3. Кратко перескажи последовательность событий рассказа.  (Проверка умения устанавливать причинно-следственные связи)
4. Объясни поступки героев и вырази к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.
5. Определи авторское отношение к главной героине рассказа. (Проверка умения видеть авторскую позицию)
6. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа. (Проверка умения осознавать идею произведения)
Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:
  • высокий уровень – 3 балла;
  • средний уровень – 2 балла;
  • низкий уровень – 1 балл.
Критерии для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.
По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий