![]() |
Конец года |
![]() |
Начало года |
Задание на норму
справедливого распределения.
Цель: выявление ориентации ребенка на моральное
содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения.
Возраст:
предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания
– выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого
распределения как основания решения моральной дилеммы.
Метод оценивания: беседа
Описание задания (в этом случае и во всех последующих пробах):
ребенку зачитывают рассказ, затем задают вопросы. Пол персонажа рассказа
варьируется в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков – главный
герой - мальчик, для девочек – соответственно, девочка. В случае необходимости
текст задания - моральной дилеммы - зачитывается повторно.
Текст задания:
Представь
себе, что однажды ты и другой мальчик (девочка), Ваня (Аня), гуляли по площадке
в детском саду. Вам захотелось поиграть. Вы подошли к воспитательнице и
попросили ее принести вам игрушки. Когда она вернулась, то принесла с собой 3
игрушки, дала их тебе и сказала «Играйте».
1. Как ты
поступишь в этой ситуации? (что ты сделаешь в этой ситуации?)
2. Почему ты так сделаешь?
Критерии
оценивания:
Уровни освоения нормы справедливого распределения:
Варианты ответов на 1 вопрос:
1 Эгоцентризм, ориентация только на свои желания,
игнорирование сверстника – взять все игрушки себе, со сверстником не
делится, указывает на свои желания (я возьму себе, я больше хочу
играть») - низкий уровень
2. Ориентация на норму
справедливого распределения, но ее выполнение предполагает приоритет собственных интересов: поделить в неравной пропорции: две
игрушки себе, одну сверстнику (эгоцентризм) – средний уровень
3. Ориентация на норму справедливого распределения и интересы партнера,
готовность к альтруистическому действию - поделить игрушки таким
образом, что одну оставляет себе, две отдает сверстнику. – средний уровень
Отдать все три игрушки
сверстнику (альтруизм). Решение об
эгоцентризме или альтруизме основывается на аргументации, данной
ребенком: а) другой ребенок как более нуждающийся с выделением качеств
«слабого» (альтруизм), б) другой ребенок как более авторитетный,
властный, сильный, драчливый и т.п. (эгоцентризм). – средний уровень
4. Осознанная ориентация на норму справедливого распределения и
поиск способов ее реализации. Ребенок предлагает поделить по одной игрушке,
с третьей – играть по очереди или вместе. Совместная игра («нужно вместе
играть, тогда будет общая») или правило очередности («пусть сначала один
поиграет со второй машинкой, а потом второй поиграет»). –
высокий уровень
Комментариев нет:
Отправить комментарий